Обязательная маркировка товаров в Беларуси в 2022 году


Электронные накладные (ТТН и ТН) с 1 июля 2021 года
Контролирующие органы до 1 сентября 2022 г. не будут применять меры ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, по ст.13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» КоАП.
Мораторий не освобождает белорусских субъектов хозяйствования от обязанности принятия мер по переходу к использованию электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации.
Подробности - в письме МНС от 15.07.2021 № 8-2-10/04440.

Электронные накладные интегрированы в бизнес-среду и являются элементом электронного взаимодействия покупателя (получателя) и продавца (поставщика). С 8 июля 2021 г. на территории Беларуси начнет действовать новый механизм маркировки товаров - средствами идентификации. В связи с этим по отдельным видам товаров применение электронных накладных становится обязательным. С 1 июля 2021 г. начинает работать механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которым также предусмотрены меры по внедрению электронного документооборота.
Рассмотрим, кто, когда и как должен применять электронные накладные с июля 2021 г., а также какие НПА регулируют эти вопросы.
Внедрение электронных накладных в организации

Механизм электронных накладных применяется в Республике Беларусь на добровольной основе с 2015 года и функционирует как один из элементов электронного обмена данными (EDI), который базируется на правилах и стандартах Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), а также на использовании международных стандартов GS1, применяемых более чем в 100 странах мира (США, Германия, Швеция, Австрия, Китай, Австралия и др.).


Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совмина от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных».

Формат, структура и порядок создания ЭТТН и ЭТН установлены постановлением НАН Беларуси, Минфина, МНС, Минсвязи от 19.12.2019 № 12/76/42/20 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных». С 1 июля 2021 г. структура и формат электронных накладных изложены в новой редакции на основании постановления НАН Беларуси, Минфина, МНС, Минсвязи от 03.05.2021 № 2/37/20/7. Утвержденный ТНПА устанавливает в том числе требования к созданию, передаче, получению и хранению электронных накладных.


Правовые основания для регулирования электронного документооборота в рамках ЕАЭС закреплены в Указе от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении».


Под электронными накладными понимаются товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность (примечание «*» к подп.2.1 п.2 Указа № 411).

Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов (ЭТТН и ЭТН) - товарно-транспортные накладные и товарные накладные, составленные в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, переданные и полученные через EDI-провайдера.


Создание, передача и получение электронных накладных осуществляются через систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI) (электронный документооборот)) на основании соглашений, заключаемых между оператором электронного документооборота - резидентом Республики Беларусь (EDI-провайдер) и другими участниками электронного документооборота (подп.1.3 п.1 постановления № 940).
Требования к EDI-провайдерам, а также основные положения процесса создания электронных накладных определены постановлением Совмина от 07.03.2014 № 202 «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156».

EDI (англ. Electronic data interchange - электронный обмен данными) - это серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных регламентах и форматах передаваемых сообщений. Основная задача EDI - стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий. Electronic data interchange в течение многих лет была и остается одной из наиболее распространенных форм осуществления электронной коммерции (Википедия).

Участники электронного документооборота:
• грузоотправитель;
• грузополучатель;
• EDI-провайдер;

• автомобильный перевозчик (в случае если между ним, грузоотправителем и грузополучателем достигнуто соглашение об участии в электронном документообороте) (ч.1, 2 подп.1.4 п.1 постановления № 940).


Для участия в электронном документообороте с использованием ЭТТН и ЭТН участникам необходимо:
1) приобрести в республиканском удостоверяющем центре Государственной системы управления открытыми ключами Республики Беларусь сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи и атрибутный сертификат ответственных лиц организации, индивидуального предпринимателя (nces.by);
2) подключиться к системе электронного документооборота в качестве участника.

Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, как и ТТН и ТН на бумажных носителях, применяются субъектами хозяйствования для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия их к учету у грузополучателя.

Формы и порядок заполнения ТТН и ТН на бумажных носителях установлены постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58.


Реестр EDI-провайдеров

Наименование организации,
юридический адрес,
телефон, факс, е-mail Регистрационный номер Дата выдачи Срок действия
ООО «Современные технологии торговли»
220125, г. Минск, пр-т Независимости, д. 181-7Н, ком. 20
Тел.: +375 17 336 06 27, +375 17 336 06 28
Е-mail: info@topby.by BY001/4814920900007 29.10.2020 c 31.10.2020 по 30.10.2021
ООО «Электронные документы и накладные»
220069, г. Минск, ул. 3-я Щорса, д. 9, офис 304
Тел.: +375 17 336 61 00(01)
Е-mail: info@edn.by BY002/4819001510007 18.09.2020 c 23.09.2020 по 22.09.2021
ОOO «Информационные производственные архитектуры»
220036, г. Минск, ул. К.Либкнехта, 70, ком. 812
Тел.: +375 17 208 39 99
Е-mail: edi@iba.by BY003/4819005620009 09.10.2020 с 11.10.2020 по 10.10.2021
Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Белбланкавыд"»
220037, г. Минск, ул. Ботаническая, 6а
Тел.: +375 17 388 06 48
Е-mail: infoprod@bbv.by BY004/4814130900002 06.12.2019 06.06.2021*
Республиканское унитарное предприятие «Производственное объединение "Белоруснефть"»
246003, г. Гомель, ул. Рогачевская, 9
Тел.: +375 232 39 34 35
Е-mail: contact@beloil.by BY005/4819006780009 09.10.2020 c 13.10.2020 по 12.10.2021
Общество с ограниченной ответственностью «Бидмартс»
220141, г. Минск, пр-т Независимости, 172, каб. 311
Тел.: +375 29 632 44 36
Е-mail: info@bidmart.by BY006/4819024140007 11.09.2020 10.09.2021

* Продлен на 6 месяцев в соответствии с Указом от 25.11.2020 № 442 «О продлении срока действия документов» и постановлением Совмина от 02.12.2020 № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается».

Министерство по налогам и сборам разработало рекомендации по внедрению электронных накладных:
• пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию молочной продукции, по внедрению электронных накладных;

  1.  Проанализировать ассортимент реализуемой молочной продукции на предмет сроков введения обязательной маркировки средствами идентификации и перечня поставщиков такой продукции. Справочно. В соответствии с перечнем товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. No 1030 (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.), маркировка молочной продукции вводится поэтапно:с 8 июля 2021 г. – в отношении сыров, мороженого и прочих видов пищевого льда, не содержащие или содержащие какао;с 1 сентября 2021 г. – в отношении молочной продукции с минимальным сроком хранения более 40 суток;с 1 декабря 2021 г. – в отношении молочной продукции с минимальным сроком хранения менее 40 суток. Важно. Маркировке не подлежит молочная продукция: объемом 20 литров и более либо весом 20 килограммов и более в упаковке, предназначенной для многократного применения (многооборотная упаковка) до ее расфасовки в потребительскую упаковку промышленным способом; масса нетто которой составляет 30 граммов и менее, а также упакованной непромышленным способом в объектах розничной торговли, детского питания для детей до 3 лет и специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания.
  2.  Опросить поставщиков реализуемой молочной продукции на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары: без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты; с использованием полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты. Справочно. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 10 июня 2011 г. No 243 (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.) при выборе первого способа нанесения средства идентификации (без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты) всем участниками оборота такой продукции (в том числе организациями розничной торговли) обязательно использование электронных накладных. Важно. Поставщики молочной продукции, произведенной (поставляемой) в (из) Российской Федерации, обязаны использовать только электронные накладные. 
  3. Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global Location Number (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Справочно. Указанный реквизит является обязательным для заполнения при составлении электронных накладных. Получение GLN осуществляется в ассоциации ГС1 Беларуси (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4 этаж, тел.: (+375 17) 298-09-13, 298-06-60, 230-89-52; факс (+375 17) 298-03-01, e-mail: info@gs1by.by , прейскурант размещен на: http://gs1by.by/) . Справочно. Пошаговая инструкция размещена по ссылке. 
  4. Получить электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) для лица (лиц), осуществляющих приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия). Возможно осуществить в Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) (г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, тел. (017) 311 30 00 (доб. 707) либо в иных региональных регистрационных центрах, перечень которых размещен на сайте НЦЭУ. Справочно. Информация и справочные документы по получению ЭЦП размещены по ссылке.
  5. Определить оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор. Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли», ООО «Электронные документы и накладные», ООО «Информационные производственные архитектуры», РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс». Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу: https://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Ite mid=43#REESTR .
  6. По результатам проведенных консультаций с выбранным EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости). Необходимость и порядок применения электронных накладных при обороте молочной продукции установлены следующими нормативными правовыми актами: Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. No 243 «О маркировке товаров» (в редакции, вступающей в силу с 8 июля 2021 г.); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. No 940 «О функционировании механизма электронных накладных»; постановление Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. No 12/76/42/20 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных».




• пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции), по внедрению электронных накладных.


Упрощенно алгоритм для розничных организаций можно представить так:

  •   шаг 1 - проанализировать (провести инвентаризацию) ассортимент реализуемой продукции на предмет необходимости маркировки средствами идентификации и (или) прослеживаемости;
  • шаг 2 - провести опрос поставщиков реализуемых товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары:
- без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты;
- с использованием полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты.

Обратите внимание!

Поставщики товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости, произведенных (поставляемых) в (из) Российской Федерации, обязаны использовать только электронные накладные;


• шаг 3 - получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global Location Number (GLN)), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Обратите внимание!
Данный реквизит обязателен для заполнения при составлении электронных накладных. Получение GLN осуществляется:
- в ассоциации ГС1 Беларуси (г. Минск, ул. Судмалиса, д. 22, 4-й этаж, тел.: (017) 227 09 13, (017) 224 06 60, (017) 317 89 52; факс (017) 244 03 01, e-mail: info@gs1by.by, прейскурант размещен на: gs1by.by.
Пошаговая инструкция размещена здесь;

- в ГП «Центр систем идентификации Национальной академии наук Беларуси» ( ids.by);

  • шаг 4 - получить электронную цифровую подпись для лица (лиц), осуществляющего приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).

Это можно осуществить в республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ) (г. Минск, пр-т Машерова, 25, пом. 200, тел.: (+375 17) 311 30 00 (доб. 707)) либо в иных региональных регистрационных центрах, перечень которых размещен на сайте НЦЭУ.

  • шаг 5 - выбрать оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), посредством услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор;
  • шаг 6 - по результатам проведенных консультаций с выбранным EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием, и информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).


Учитывая, что электронные накладные могут оформляться в офисе не материально ответственным лицом (бухгалтер, IT-специалист и т. д.), а отгрузку осуществляет со склада материально ответственное лицо (кладовщик, товаровед и т. д.), организация должна у себя разработать и утвердить систему функционирования материальной ответственности при отгрузке товара, иными словами, кто и на каком этапе несет материальную ответственность и какими внутренними документами (приходный ордер, накладная на внутреннее перемещение, реестр или др.) необходимо оформить отгруженный товар
Порядок (механизм функционирования) должен быть оформлен в удобном для организации виде.


Когда применение электронных накладных обязательно в Республике Беларусь?
Субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее - незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее - электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации (п.3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом от 10.06.2011 № 243 (в редакции Указа от 06.01.2021 № 9).

В письме МНС от 07.06.2021 № 8-2-12/03496 «О рассмотрении обращения» даны разъяснения отдельных вопросов применения Указа № 243:
1) необходимо ли организации после 1 декабря 2021 г. осуществлять маркировку средствами идентификации молочной продукции, классифицируемой кодом 0401 ТН ВЭД ЕАЭС, произведенную для ее реализации на рынок КНР;
2) подлежит ли маркировке молочная продукция, классифицируемая кодом 2 202 9999 00 ТН ВЭД ЕАЭС, в период с 8 июля по 1 сентября 2021 г.;
3) необходимо ли маркировать остатки продукции, классифицируемой кодом 0401 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежащей маркировке с 1 сентября 2021 г., в том числе, например, произведенной 31 августа 2021 г.?

С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80.

Оборот товаров - ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля (п.10 приложения 3 к Указу № 243).

Требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих не только приобретение и последующую реализацию таких товаров, но и их транспортировку.

Порядок применения электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, прокомментировало МНС (см. разъяснение МНС о применении электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации).

В целях реализации Указа № 243 внесены изменения в постановление Совмина от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (в редакции постановления Совмина от 22.04.2021 № 230) и определены Перечни товаров, подлежащих маркировке:
• унифицированными контрольными знаками (приложение 1 к постановлению № 1030);

• средствами идентификации (приложение 2 к постановлению № 1030).


Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации
Наименование товаров Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) Дата введения маркировки товара Необходимость маркировки остатков товара (+/-) Сроки маркировки остатков товара
1. Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ* из 0401 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
2. Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ* из 0402 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
3. Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао* из 0403 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
4. Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, в другом месте не поименованные или не включенные* из 0404 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
5. Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты* из 0405 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
6. Сыры* из 0406, за исключением 0406 10 500**** 8 июля 2021 г. - -
7. Творог* 0406 10 500**** 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
8. Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао* 2105 00 8 июля 2021 г. - -
9. Безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, менее 0,2 процента содержания по массе* (далее - мас. %) 2202 99 910 0 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
10. Безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %* 2202 99 950 0 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
11. Безалкогольные напитки, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401-0404, 2 мас. % или более* 2202 99 990 0 1 декабря 2021 г.** - -
1 сентября 2021 г.*** - -
12. Шины***** пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили) с посадочным диаметром не более 16 дюймов из 4011 10 000 3 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
13. Шины***** пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили) прочие из 4011 10 000 9 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
14. Шины***** пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки не более 121 из 4011 20 100 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
15. Шины***** пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121 из 4011 20 900 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
16. Шины***** пневматические резиновые новые для мотоциклов из 4011 40 000 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
17. Шины***** пневматические резиновые новые для велосипедов: для производства велосипедов из 4011 50 000 1 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
18. Шины***** пневматические резиновые новые для велосипедов: прочие из 4011 50 000 9 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
19. Шины***** пневматические резиновые новые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин из 4011 70 000 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
20. Шины***** пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности из 4011 80 000 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
21. Шины***** пневматические резиновые новые прочие из 4011 90 000 0 1 декабря 2021 г. + до 1 апреля 2022 г.
22. Предметы одежды из норки 4303 10 901 0 8 июля 2021 г. - -
23. Предметы одежды из нутрии 4303 10 902 0 8 июля 2021 г. - -
24. Предметы одежды из песца или лисицы 4303 10 903 0 8 июля 2021 г. - -
25. Предметы одежды из кролика или зайца 4303 10 904 0 8 июля 2021 г. - -
26. Предметы одежды из енота 4303 10 905 0 8 июля 2021 г. - -
27. Предметы одежды из овчины 4303 10 906 0 8 июля 2021 г. - -
28. Предметы одежды прочие****** 4303 10 908 0 8 июля 2021 г. - -
29. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, кроме изделий товарной позиции 6203 6201 1 марта 2022 г. + до 1 июля 2022 г.
30. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек, кроме изделий товарной позиции 6204 6202 1 марта 2022 г. + до 1 июля 2022 г.
31. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 6302 1 марта 2022 г. + до 1 июля 2022 г.
32. Водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом 6401 1 ноября 2021 г. + до 1 марта 2022 г.
33. Прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы 6402 1 ноября 2021 г. + до 1 марта 2022 г.
34. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи 6403 1 ноября 2021 г. + до 1 марта 2022 г.
35. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов 6404 1 ноября 2021 г. + до 1 марта 2022 г.
36. Обувь прочая 6405 1 ноября 2021 г. + до 1 марта 2022 г.

С 8 июля 2021 г. п.8 приложения 2 к постановлению № 1030 изложен в новой редакции постановлением Совмина от 06.07.2021 № 393. Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао, за исключением мороженого и десертов без содержания молочных жиров и (или) молочного белка в составе.

* За исключением молочной продукции:
объемом 20 л и более либо весом 20 кг и более в упаковке, предназначенной для многократного применения (многооборотная упаковка) до ее расфасовки в потребительскую упаковку промышленным способом;
масса нетто которой составляет 30 г и менее, а также упакованной непромышленным способом в объектах розничной торговли, детского питания для детей до 3 лет и специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания.
** Минимальный срок хранения, предусмотренный для данного вида товара соответствующей нормативно-технической документацией, при соблюдении установленных условий хранения - до 40 суток (включительно).
*** Минимальный срок хранения, предусмотренный для данного вида товара соответствующей нормативно-технической документацией, при соблюдении установленных условий хранения - более 40 суток.
**** Относится к позиции «творог».
***** Для целей настоящего приложения товар «шины» включает шины и покрышки пневматические резиновые новые.
****** Предметы одежды из иных видов меха.

Примечания:
1. Для целей настоящего приложения необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
2. Для целей маркировки средствами идентификации товаров, включенных в настоящее приложение, термин «упаковка» применяется в значениях, установленных техническими нормативными правовыми актами.

В рамках данного материала не рассматриваются подробно вопросы маркировки товаров. Тем не менее напомним, что Положение о функциональных требованиях к государственной информационной системе маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации утверждено постановлением Минфина от 03.05.2021 № 36, которое вступает в силу с 8 июля 2021 г.

Согласно Положению № 36 система маркировки должна обеспечить в том числе:

  • фиксацию информации (о сгенерированных кодах маркировки, о недействительных знаках, кодах маркировки и др.);
  • сбор, передачу, прием, обработку, учет, контроль, хранение, получение, накопление информации;
  • законный оборот товаров в рамках ЕАЭС;
  • защиту прав потребителей и предупреждение со стороны субъектов хозяйствования действий, вводящих в заблуждение потребителей;
  • предоставление информации, содержащейся в системе маркировки, субъектам хозяйствования и физлицам;
  • информационное взаимодействие с операторами (администраторами) информационных систем маркировки государств - членов ЕАЭС.

В интернете доступ к системе маркировки будет осуществляться через:

  • официальный сайт https://www.datamark.by;
  • официальное мобильное приложение «Электронный знак».

Комплексное регулирование общественных отношений, связанных с внедрением механизма маркировки товаров, предусмотренного Указом № 243, определено постановлением МНС от 03.05.2021 № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243».


Постановлением № 17 определены:

  1. состав информации о разновидностях товара одного наименования, подлежащего маркировке средствами идентификации, вносимой в Банк электронных паспортов товаров, передаваемой в государственную информационную систему маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации;
  2. состав информации, передача которой предусмотрена в ч.1 подп.3.1, ч.1 подп.3.2, абз.1 подп.3.3, ч.1 подп.3.4 п.3, пп.4 и 5, ч.1 п.6, ч.1 п.7 Положения о функционировании государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, утвержденного Указом № 243;
  3. перечень складов для хранения товаров и их маркировки унифицированными контрольными знаками, средствами идентификации (далее - уполномоченные склады);
  4. требования, предъявляемые к уполномоченным складам и их владельцам.


Постановлением № 17 утверждаются:

  1. Инструкция о порядке маркировки товаров;
  2. Инструкция о порядке маркировки остатков товаров;
  3. Инструкция о порядке оборота унифицированных контрольных знаков;
  4. Инструкция о порядке оборота кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристиках средств идентификации;
  5. Инструкция о порядке хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.


• О реализации Указа о маркировке товаров. Комментарий к постановлению МНС от 03.05.2021 № 17.
• Маркировка молочной продукции и использование электронных накладных.
Механизм прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 г.
С 1 июля вступает в силу Указ от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров», разработанный в целях реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подписанного членами Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2019 г. в г. Нур-Султане, а также для принятия дополнительных мер по развитию в республике электронного документооборота.
Указом № 496 предусматривается введение обязанности для субъектов хозяйствования (организаций и индивидуальных предпринимателей) по созданию товарно-транспортных и (или) товарных накладных только в виде электронных документов и (или) других электронных документов, созданных в случаях и порядке, установленных постановлением № 940, при осуществлении операций, связанных с оборотом отдельных групп товаров, перечень которых определен в приложении к постановлению Совмина от 23.04.2021 № 250.

Прослеживаемость - возможность отслеживания движения товаров на пути от производителя к конечному покупателю на внутреннем рынке ЕАЭС.

Состав сведений по товарам, включенным в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определен постановлением МНС от 03.05.2021 № 19, которое также вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Сведения передаются субъектами хозяйствования и реализующими организациями в виде электронного документа в налоговые органы по месту постановки на учет для включения в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» системы «Программно-технический комплекс по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде».


Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости с 1 декабря 2021 г. (приложение к постановлению № 250)
Наименование товаров Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономи-
ческой деятельности Евразийского экономического союза Единица измерения, подлежащая указанию в электронных накладных Дата, с которой товар подлежит прослежива-
емости Необходимость представления сведений об остатках товара (+/-) Дата, на которую проводится инвента-
ризация остатков товара Дата представления сведений об остатках товара в налоговый орган
1. Холодильники и морозильники бытовые 8418 10 200 1,
8418 10 800 1,
8418 21 100 0,
8418 21 510 0,
8418 21 590 0,
8418 21 910 0,
8418 21 990 0,
8418 30 200 1,
8418 30 800 1,
8418 40 200 1,
8418 40 800 1 штук 1 декабря 2021 г. + 1 декабря 2021 г. не позднее 1 февраля 2022 г.
2. Шины и покрышки пневматические резиновые новые 4011 10 000 3,
4011 10 000 9,
4011 20 100 0,
4011 20 900 0,
4011 40 000 0,
4011 50 000 1,
4011 50 000 9,
4011 70 000 0,
4011 80 000 0,
4011 90 000 0 штук 1 декабря 2021 г. + 1 декабря 2021 г. не позднее 1 апреля 2022 г.

Примечание. Для целей настоящего приложения необходимо руководствоваться исключительно кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, наименования товаров используются для удобства пользования настоящим приложением.

• Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496 «О прослеживаемости товаров».
• О прослеживаемости товаров. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496.
• О прослеживаемости товаров. Комментарий к постановлению Совмина от 23.04.2021 № 250.

• Реализация соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.

Дополнительные нормативные правовые акты, ненормативные документы и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы применения электронных накладных 

  • Постановление Совмина от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь». 
  • Постановление Совмина от 04.08.2005 № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748». 
  • Постановление Совмина от 07.09.2006 № 1152 «О научно-методическом обеспечении внедрения товарной нумерации и использования передовых технологий идентификации и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». 
  • Постановление Совмина от 22.08.2011 № 1116 «О применении межведомственной распределенной информационной системы "Банк данных электронных паспортов товаров"». 
  • Технический кодекс установившейся практики ТКП 208-2009 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Основные правила организации и функционирования». 
  • Государственный стандарт СТБ 2336-2013 «Электронный паспорт товара. Общее описание. Структура и форматы данных». 
  • Государственный стандарт СТБ 2347-2013 «Автоматическая идентификация. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Унифицированные форматы маркировки товаров». 
  • Государственный стандарт СТБ 2359-2017 «Электронный обмен данными. Часть 1. Формат сообщения "Каталог" (PRICAT)». 
  • Государственный стандарт СТБ 2353-2014 «Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота».
  •  Письмо МНС от 17.02.2020 № 8-2-11/00343 «О применении электронной цифровой подписи при создании электронных накладных». 
  • Письмо МНС от 17.04.2019 № 8-2-11/00243 «О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства».

Возврат к списку

×

Перезвоните мне

×

Консультация